Диагностика двигательных нарушений
у детей первого года жизни

Методика оценки неврологического статуса ребенка
(10мес., диагноз - ДЦП, спастическая диплегия)

Приступая к решению вопросов по восстановительному лечению детей с перинатальной церебральной патологией мы обратились ко многим источникам ,освещающим данную проблему разносторонне.

На данном этапе представляется материал, который можно считать наиболее целесообразным, как для работников практического здравоохранения, так и для подготовки кадров для специализированных учреждений и родителей.

Автор методики - Серганова Таисия Ивановна

Доктор медицинских наук, детский невролог Санкт-Петербургской городской больницы Святой Ольги.
Автор, разработавшая и внедрившая в повседневную практику технологии,способствующие развитию перинатальной медицины (пять патентов РФ на изобретения - способов диагностики двигательного развития на рефлекторном уровне, психического развития на доречевом и речевом уровнях).

Лауреат всероссийской премии специалистов перинатальной медицины по реабилитации «Первые Лица», РАМН 2014г

Шаг 1. Положение на спине

Тенденция к контрактурам по суставам плечевого и тазового пояса.

Шаг 2. Положение на спине

Переразгибание головы назад из- за влияния разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса. Выражен асимметричный шейно- тонический рефлекс («поза фехтовальщика»)

Шаг 3. Тракция за ручки

Отсутствие лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею (влияние разгибательного варианта лабиринтно-тонического рефлекса). Оральные синкинезии.

Шаг 4. Поза «на животе».

Влияние разгибательного варианта лабиринтно-тонического рефлекса, создающее ложное впечатление хорошего удержания головы и плечевого пояса.

Шаг 5. Горизонтальное висение в положении «на животе».

Разгибательный вариант лабиринтного тонического рефлекса создает ложное впечатление хорошего удержания головы и плечевого пояса (верхний рефлекс Ландау)

Шаг 6. Отсутствие оптической и механической опорности на руки.

Шаг 7. Горизонтальное висение в положении «на спине».

Выражен разгибательный вариант лабиринтного тонического рефлекса. Отсутствует установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею. Активен асимметричный шейно – тонический рефлекс.

Шаг 8. Горизонтальное висение в положении «на боку».

Выражен асимметричный шейно-тонический рефлекс («поза фехтовальщика»), скрещивание голеней. Оральные синкинезии.

Шаг 9. Вертикальное висение.

Отсутствует реакция опорности ног, установочный лабиринтный рефлекс с головы на шею. Выражен разгибательный вариант лабиринтно- тонического рефлекса, асимметричный шейно-тонический рефлекс (поза «фехтовальщика»). Оральные синкинезии.

Шаг 10. Вертикальное висение.

Выражен асимметричный шейно – тонический рефлекс («поза фехтовальщика»). Оральные синкинезии.

Приступая к решению вопросов по восстановительному лечению детей с перинатальной церебральной патологией мы обратились ко многим источникам ,освещающим данную проблему разносторонне.

На данном этапе представляется материал, который можно считать наиболее целесообразным, как для работников практического здравоохранения, так и для подготовки кадров для специализированных учреждений и родителей.

Автор методики - Серганова Таисия Ивановна

Доктор медицинских наук, детский невролог Санкт-Петербургской городской больницы Святой Ольги.
Автор, разработавшая и внедрившая в повседневную практику технологии,способствующие развитию перинатальной медицины (пять патентов РФ на изобретения - способов диагностики двигательного развития на рефлекторном уровне, психического развития на доречевом и речевом уровнях).

Лауреат всероссийской премии специалистов перинатальной медицины по реабилитации «Первые Лица», РАМН 2014г

ОЦЕНКА НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ НА РЕФЛЕКТОРНОМ УРОВНЕ

Динамика основных безусловных рефлексов у детей раннего возраста

У новорожденных наблюдается ряд врожденных рефлексов, которые необходимы для сохранения самых важных жизненных процессов.
Для диагностики в педиатрической неврологии существование врожденных рефлексов, их появление и исчезновение к определенному сроку служит оценкой состояния нервной системы ребенка. Особенно большое диагностическое значение имеет оценка безусловно-рефлектор¬ной деятельности для детей первых месяцев жизни, когда предполагаемые двигательные нарушения могут быть своевременно выявлены на рефлек¬торном уровне и проведена их коррекция, что предупредит формирование патологического двигательного стереотипа. Для оценки этих рефлексов требуется опыт. Так, основным условием исследования позотонических рефлексов является положение головы по средней линии, чтобы избежать влияния тонических рефлексов в связи с искусственно созданным положением. Исследователь должен соблюдать осторожный ход обследования. Необходимо начинать обследование ребенка в положении на спине, потом приподнимать его в положение позы «сидя» (подтягивая за ручки), затем тракция за предплечье (поочередно правое-левое) из боковых положений с опорой на плечо, локоть, предплечье, кисть и затем поворот со спины на живот (необходимо в этой позе обратить внимание на возможное влияние разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса, что мож¬но ошибочно расценить как хорошее удержание головы, то есть наличие установочного лабиринтного рефлекса с головы на шею) и наконец горизонтальное висение на руке исследователя: на животе, на спине, на боку, и вертикальное висение.

Следовательно врожденные рефлексы положения дают нам представление о развитии структур мозга, контролирующих положение головы,туловища и конечностей в различных позах ребенка: на спине, на животе,горизонтальных и вертикальных висениях. Для ранней диагностики двигательных нарушений автором был предложен способ, который позволяет повысить эффективность диагностики степени выраженности двигательного развития и определить наличие двигательных нарушений у детей первого года жизни (Серганова Т.И., 1971 г.).

Целью и задачами данного способа являются: выявление двигательных нарушений на рефлекторном уровне, предупреждение формирования па¬тологического двигательного стереотипа и прогностическая оценка двигательного развития у детей с перинатальной церебральной патологией, в том числе с исходом заболевания в церебральный паралич. Предлагаемый способ ранней диагностики двигательных нарушений у детей осуществляется путем исследования и оценки рефлексов орального и спинального автоматизмов, позотонических рефлексов (обязательно разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса), цепных симметричного и ассиметричного установочных рефлексов в возрастном диапазоне и при наличии у ребенка

в возрасте 3 месяцев (12 недель): полностью редуцированных рефлексов орального автоматизма (кроме сосательного и глотательного) и спинального автоматизма, позотонических рефлексов (в том числе разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса), сформированных в возрастном диапазоне цепных симметричного и асимметричного установочных рефлексов (удерживает голову в вертикальном положении; из положения «на животе» отрывает от поверхности и удерживает голову и плечевой пояс с опорой на предплечья; выводит голову выше горизонтали при поддержках висения в позах «на боку»), диагностируется нормальное двигательное развитие ребенка.

При наличии недостаточно редуцированных рефлексов орального и спинального автоматизмов, позотонических рефлексов, умеренно выраженной активности разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса, начале формирования цепных симметричного и асимметричного установочных рефлексов («ступенчатого» лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею, попытке вывести голову выше горизонтали при поддержке висения в позе «на боку») диагностируется умеренная (средняя) степень задержки двигательного развития ребенка.

При наличии рефлексов орального и спинального автоматизмов, сохранности позотонических рефлексов с выраженной активностью разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса и при отсутствии начала формирования цепных симметричного и асимметричного установочных рефлексов, диагностируется тяжелая степень задержки двигательного развития ребенка.

в возрасте 6 месяцев (24 недели): при сформированности в возрастном диапазоне цепных симметричного и асимметричного установочных рефлексов, начиная с лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею и дальнейшем становлении реакций выпрямления и равновесия (повороты со спины на живот с частичными элементами торсии туловища, ползание на животе с подтягиванием плечевым поясом тазового пояса, удержание пассивно приданной позы «сидя», самостоятельное присаживание из положения «на спине» с опорой на плечо, локоть, предплечье, кисть, уверенное выведение головы в средне-физиологическое положение из позы горизонтального висения «на боку»); при редуцированных рефлексах орального автоматизма (кроме сосательного и глотательного) и спинального автоматизма, позотонических рефлексов (в том числе разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса) диагностируется нормальное двигательное развитие ребенка.
При сохранности недостаточно редуцированных рефлексов орального и спинального автоматизмов, позотонических рефлексов (с возможным умеренно выраженным разгибательным вариантом лабиринтного тонического рефлекса, цепных симметричного и асимметричного тонического рефлекса), начале формирования цепных симметричного и асимметричного установочных рефлексов («ступенчатого» лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею, попытках вывести голову выше горизонтали из положения горизонтального висения «на боку» и менее сформированных возрастных навыках) диагностируется умеренная (средняя) степень задержки двигательного развития ребенка.
При сохранности рефлексов орального и спинального автоматизмов, позотонических рефлексов (с выраженной активностью разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса), отсутствии цепных симметричного и асимметричного установочных рефлексов диагностируется тяжелая степень задержки двигательного развития ребенка.

в возрасте 9 месяцев (36 недель) и старше:при сформированности в возрастном диапазоне симметричного и асимметричного установочных рефлексов, начиная с лабиринтного установочного рефлекса с головы на шею и дальнейшего становления реакций выпрямления и равновесия (повороты со спины на живот и с живота на спину с удовлетворительной торсией плечевого и тазового пояса; перекрестный вид ползания «по-пластунски»; самостоятельно садится из любых положений и уверенно удерживает позу «сидя»; уверенно удерживает позу «на четвереньках» и синхронно ползает в этой позе; самостоятельно встает на колени и передвигается в этой позе (возможно с небольшой поддержкой); выводит голову в средне-физиологическое положение ив горизонтальных висений «на боку» диагностируется, как нормальное двигательное развитие ребенка.
При наличии умеренно выраженных рефлексов орального и спинального автоматизмов, позотонических рефлексов (без разгибательного варианта лабиринтного тонического рефлекса ) в начале формирования цепных симметричного и ассиметричного установочных рефлексов («ступенчатого» установочного лабиринтного рефлекса с головы на шею, попытках вывести голову выше горизонтали из положения горизонтального висения «на боку» и менее сформированных возрастных навыках) ) диагностируется средняя (умеренная) задержка двигательного развития ребенка.
При выраженной активности рефлексов орального и спинального автоматизмов, позотонических рефлексов (с разгибательным вариантом лабиринтного тонического рефлекса),отсутствии цепных симметричного и ассиметричного установочных рефлексов, диагностируется тяжелая задержка двигательного развития.

Комментарии автора:

У детей с формирующимся церебральным параличом обычно задержана на различные сроки редукция рефлексов орального и спинального автоматизмов, позотонических рефлексов и формирование реакций выпрямления и равновесия (цепных симметричного и асимметричного установочных рефлексов). Правильная оценка двигательного развития ребенка на рефлекторном уровне является достоверным объективным способом, так как при этом оцениваются позные рефлексы, влияющие на мышечный тонус, формирующие и демонстрирующие на момент обследования функцию. Это при правильной технологии осмотра исключает субъективизм и помогает поставить четкую задачу при коррекции двигательных нарушений.